Много лет ведутся разговоры о том, что водород может стать одним из альтернативных источников энергии для транспортных средств. Причем абсолютно экологически безопасным топливом, которое (в отличие от продуктов нефтепереработки) не влияет ни на здоровье людей, ни на окружающую среду.
В Университете Ростока ученые работали над возможностью получения водорода из муравьиной кислоты – вполне доступного сырья, побочного продукта при некоторых биотехнологических процессах. Исследования и опыты оказались удачными. Группа, которой руководили Матиас Беллер и Ральф Людвиг, вывела новую каталитическую систему, благодаря которой муравьиная кислота разлагается на диоксид углерода и искомый водород.
Что особо отмечают исследователи из Германии, так это что муравьиную кислоту легко хранить и перевозить, не угрожая безопасности людей, почвы и атмосферы. Преобразовывать ее в водород можно на объектах, где он требуется для производства энергии. Единственной причиной, останавливающей массовое применение этого вещества, было то, что все катализаторы, которые использовались ранее, стоили очень дорого. Как правило, это были соединения на основе благородных металлов. В процессе исследований ученые выяснили, что они вполне заменяются обычным железом.
Некоторое время опыты были неудачными – полученные соединения не отличались устойчивостью, поэтому быстро разрушались. Учитывая тот факт, что в естественных условиях стабильность ферментов обеспечивает лиганды, ученые сделали попытку воссоздания подобного окружения, используя в этом качестве простые органические молекулы. Опытным путем, проведя испытание ряда вариантов комплексных соединений, исследователи выяснили, что наибольшей стабильностью обладает катализатор с основой в виде карбонила железа. В смесь, необходимую для реакции, в этом случае входят такие стабилизирующие компоненты как диметилформамид, трифенилфосфин и гомолог пиридина. Полученное вещество, оставаясь стабильным, при попадании солнечных лучей запускает процесс распада муравьиной кислоты на необходимые компоненты.
В данный момент исследователи работают над повышением эффективности катализирующего вещества. Опытным путем стараются оптимально подобрать лиганды, благодаря которым каталитическую систему получится активировать при помощи световой волны определенной длины.