О продукции

Медицина средневековой Европы

В Средние века в Европейских странах духовная власть преобладала над светской. Это было время, когда христианская религия оказывала непосредственное влияние на все сферы жизни, в том числе и на медицину. Даже в Библии существуют тесты, которые дают прямые рекомендации по сохранению здоровья.

Влияние христианства на медицину Средних веков

Всем известно, что по христианскому мировоззрению болезни есть кара за грехи, которая посылается людям, живущим не по заповедям. В крайнем случае болезни могут быть частью испытаний для праведников. Конечно, это не означает, что от болезней не надо лечить, но такая постановка вопроса была мощной мотивацией для того, чтобы подчинять церкви людей, которые болеют, а их всегда подавляющее большинство.

Интересно, что многие медицинские термины пришли из богословия. Термин «карантин» появился, когда во время эпидемий людей стали задерживать на границе сроком на 40 дней – в память о 40-дневном посте Иисуса: quaranta gironi – сорок дней. От слова animatio – оживление, появился термин «реанимация». 

Среди врачей, работающих в тесной связи с церковью, вскоре появились канонизированные святые, которые при жизни беззаветно отдавали все свои силы и умения для исцеления больных, за что нередко платили собственной жизнью. 

 

Монастырская медицина

 Монастыри очень скоро стали центрами по оказанию медицинских услуг не только для своей братии, но и для странников, а также в период великих эпидемий. В Константинополе благодаря пожертвованиям было основано множество лечебниц. Бенедиктинские монахи, следуя уставу, должны были осуществлять уход за больными в приютах при монастырях. Слово «лазарет» происходит от имени покровителя ордена святого Лазаря, который в VI веке находился на территории Италии. 

В те времена церковь была единственным убежищем для людей, которые искали помощи. Поэтому церковь не только контролировала, но и брала на себя большую ответственность, в том числе и по исцелению людей. При этом уповали не только на молитвы и милость Бога, но и на медицинские знания. Ведь именно при монастырях находились крупнейшие библиотеки, а монахи-писцы кропотливо дублировали ценные книги в скрипториях (местах для переписки книг). 

В монастырских садах для изготовления снадобий по старинным рецептам разводили лекарственные травы. В те времена о полезных свойствах растений можно было судить только по их воздействиям, поэтому, даже не зная свойств муравьиной кислоты, содержащейся в крапиве и хвойных растениях, их активно применяли для изготовления мазей, которыми лечили традиционную болезнь всех высокопоставленных служителей церкви – подагру. 

Трактаты и сочинения средневековых целителей

 Знания великих античных врачей – Гиппократа, Галиния и Плиния старшего оставались основой медицинских представлений на протяжении многих веков. Однако вместе с тем появлялись новые труды с энциклопедическими сведениями, а также по различным системам диагностики, опирающиеся на знания учителей древности и опыт современников. Так, некто Орибазий из Пергама, живший в IV веке, написал медицинскую энциклопедию в 72 томах. Александр Тралесский, римский врач V века написал труд по диагностике заболеваний объемом в 12 томов. В XI веке аббатисса бенедиктинского монастыря Хильдергарда фон Бинген, будучи известной врачевательницей, написала два медицинских трактата. Ее учение о человеке как микрокосмосе, отражающем большой мир – макрокосмос переплетаются с известными древневосточными и античными философско-религиозными воззрениями. Очень большое влияние на развитие европейской науки оказали знания, позаимствованные у арабских народов. Именно в арабских переводах сохранились многие сочинения, утраченные в период падения Римской империи. Многие из них стали основой для новых трудов арабских целителей и философов, самым известным из которых является Ибн Сина или Авиценна. 

Увлечение камнелечением

 Целебные свойства минералов были известны еще в эпоху античности. Но в Средние века сочинения древних стали источником для многих подражателей. Аль-Кавзини рассказал много удивительного о минералах в трактате «Космография», за что получил прозвище «восточного Плиния». Епископ Марбод сочинил целую поэму – Лапилария, посвященную свойствам различных камней, в том числе и тех, которые образовывали во внутренних органах птиц или животных. 

Очень скоро разные камни, извлеченные из внутренностей, стали чуть ли не панацеей от разных болезней. Если даже сегодня люди склонны верить в чудеса, можно только представить, сколько проходимцев наживались на доверчивых покупателях во времена Средневековья, предлагая им драконовый камень из головы ящеров для лечения проказы или камень из дикобраза против головной боли.

 Камень безоар как лучшее противоядие

 Многие камни считались противоядиями. В те времена умышленные отравления соперников на различных поприщах были распространенной практикой. Поэтому каждый человек, которому было что терять, будь это даже пара золотых монет, имел веское основание опасаться за свою жизнь. Поэтому противоядия пользовались огромным спросом. Одно из них – самое знаменитое, называлось безоаровым камнем, который привозили из восточных стран. Этот камень, по преданию, образовывался вокруг глаз оленя, который ест змей для получения сил, но вынужден бросаться в холодную воду во время приступов дурноты. Вот тогда-то от холода у него начинают течь слезы, которые застывают под веками, а потом отпадают во время трения о дерево. Так образуется самый полезный медицинский камень – безоар. Просто удивительно как легко было дурачить бедных доверчивых людей. 

Анализ мочи

 В XII веке в итальянском городе Салерно образовалась собственная врачебная корпорация, куда со всех концов света прибывали страждущие больные в надежде на исцеление. Самыми талантливым и представителями местной медицинской школы были врачи Урсо и Мавр, которые заложили основы диагностики по исследованию мочи. 

Начиная с XII века и на протяжении трех столетий осмотр мочи стал основным методом для постановки диагноза. Сосуд для ее сбора – уржарий надолго стал медицинским символом. Составлялись целые трактаты, в которых подробно описывался вид мочи – ее цвет, примеси и т. д. Дошло до того, что врачи вообще перестали приходить к больным на осмотр, а диагноз ставили после исследования мочи, принесенной кем-то из родственников больного. И только в XV столетии английская Королевская коллегия врачей постановила запретить ставить диагнозы по виду мочи, без обследования больного. 

Лечение солью

 Доктор и алхимик Арнольд из Виллановы, живший в XIII веке, в стихотворной форме составил «Салернский кодекс здоровья», представляющий сборник мудрых наставлений. Одним из предписаний было использование в пищу соли, которая не только делает еду вкуснее, но и помогает справиться с ядом. 

Полезные свойства такого минерала, как соль были известны в древнеегипетской и древнекитайской медицине. Это было широко известное антисептическое средство, которое также входило в состав множества мазей и притираний. В античные времена были популярны солевые ванны. Соленой морской водой заживляли раны. И сегодня лечение солью получило широкое распространение в виде лечения органов дыхания в соляных пещерах и комнатах. 

Схоластическая медицина и хирурги-ремесленники

 Постепенно в европейских странах стали появляться университеты, а в них открывались медицинские факультеты. Основами преподавания служили лекции, на которых изучались тексты античных и арабских авторов. Поскольку религия запрещала изучение внутреннего строения человека, такая медицина получила название схоластической, то есть оторванной от практики. 

Хирургия не преподавалась, но потребность в ней от этого не уменьшилась. Пока врачи до хрипоты обсуждали цитаты Гиппократа, хирурги стали возникать стихийно в среде ремесленников – банщиков и цирюльников. Они лечили ушибы, раны, занимались кровопусканием, в то время как медицинский факультет категорически отказался от хирургии. Профессию хирурга отнесли к «нечистым», вроде профессий палача или могильщика, поскольку она была связана с кровью и смертью. 

Появление анатомических театров

 Только в XIII веке хирургию, наконец, начинают преподавать наравне с другими медицинскими направлениями. Появляются учебники по анатомии, а позже – анатомические театры, где раз в пять лет разрешалось проводить публичное вскрытие тел казненных преступников. Поначалу такие действа ввергали в шок и были настоящей сенсацией. На них приглашались почетные лица города. По городу развешивались афиши. В преддверии события звонили колокола, а по его завершении выступали музыканты. 

Борьба с эпидемиями

 Как только центр жизни стал смещаться в города, и в них появилось большое число жителей, возникла угроза эпидемий, которые не замедлили произойти. Первоначальные представления о гигиене были очень слабыми. Санитарное состояние городских улиц было ужасным: водопроводы отсутствовали, общественные бани тоже. По улицам текли отходы жизнедеятельности. Эпидемии чумы и холеры вспыхивали быстро и разрастались моментально, унося тысячи жизней ежедневно. Несколько эпидемий, ставших катастрофой для населения городов Европы, научили городские власти заботе о содержании улиц в чистоте. Появились бани и мода на мытье в них. Была организована служба по вывозу мусора. Во время потенциальной угрозы эпидемий городские власти созывали совет с участием ученых и врачей и разрабатывали план предупредительных мероприятий.