О медицине Древней Руси знания имеются по большей части противоречивые и малодостоверные. Во всяком случае, если говорить о дохристианском периоде. И все же благодаря раскопкам, письменным свидетельствам, а в основном – тем самым древним народным знаниям, которые передавались из поколения в поколение, и сегодня дают право говорить о существовании русской народной медицины, мы можем восстановить некоторые факты.
Скифы – предки славянских народов, представляли собой разрозненные племена, населявшие обширную территорию Восточной Европы. Но это были не дикари, а представители развитой для своего времени цивилизации, о чем есть свидетельства их античных современников, в числе которых был и знаменитый Гиппократ.
Побывав во времена своих странствований в Скифии, Гиппократ затем подробно описывал населяющие ее народы в одной из своих книг. В число описаний также входили болезни и методы лечения. Так была описана «мазь Медеи» из сока малоизвестного растения, произрастающего на этой территории, спасающая от ран и ожогов.
На основании рассказов Плиния можно сделать вывод, что скифы уже в те времена культивировали многие лечебные травы, разводя их в садах. И, возможно, именно от них впоследствии переняли подобный опыт сами греки.
Но кроме траволечения, скифы были сведущи в хирургии, о чем свидетельствуют рисунки на древних вазах. А Геродот, который был в этих местах еще в V веке до нашей эры, описывал неких колдунов и чародеев, а позднее – жрецов, умеющих лечить людей.
Скорей всего именно от скифов получили и свои знания древнеславянские языческие волхвы. Славянские племена формировались на границе новой эры параллельно с постепенным исчезновением скифских племен. Их мифология отличалась от скифской, которая была ближе к греческой, а поскольку религия формировала общество, она также оказывала непосредственное влияние на медицину. Что, впрочем, никогда не мешало перенимать и использовать ценные знания, которые можно было получать от предков и соседей, а также опытным путем.
Волхвы были не только жрецами, которые проводили обряды поклонения языческим богам. Это были люди знания, которое передавалось только от одного волхва другому. Именно поэтому тайны исцеления они хранили бережно, возможно, понимая, что они могут спасти им жизнь в критической ситуации. А поскольку письменности у древних славян не было, или же она была мало распространенной, знания по традиции передавались от поколения к поколению. И впоследствии из потомков волхвов стали выделяться колдуны и знахари, которые непосредственно занимались лечением. Этих людей боялись, но и весьма уважали, ведь от них зависело здоровье и даже жизнь обычных жителей. В военных походах им вообще не было цены, поэтому таких людей очень берегли.
Древнеславянские заговоры можно считать одними из основ древнейшей медицины. При их составлении колдуны и ведуны часто обращались к божествам, отвечающим за определенные силы природы – ветер, воду, месяц. Считалось, что с помощью их сил, которые призывались во время заговоров, болезнь можно вынуть из тела человека и передать ее на какой-либо неодушевленный предмет. Для того чтобы изгнать болезнь, применялись веники и прутья. Болезнь просто выметалась за порог, а острые перевернутые вилы у порога не пускали ее обратно.
Но лечили не только заговорами. Теперь можно догадываться, что никакой заговор не помог бы без применения лекарственных средств, приготовленных из растений с использованием животных продуктов. С древних времен и до сих пор известны лекарственные отвары и настои из крапивы и полыни, багульника и подорожника, липы и березы. Особым уважением пользовались лекарства из хрена, чеснок и лука. И конечно же, широко применялся мед – самое лучшее лекарство от многих болезней, начиная с обычной простуды.
Одним из самых распространенных методов лечения и профилактики по сей день применяют некоторые рисковые люди. Он заключался в том, что человек находил в лесу большой муравейник, раздевался догола и бросался в него на одну–две минуты. Если остаться больше, можно просто погибнуть от укусов, а одна минута давала такое количество полезного яда, который лечил буквально все болезни, во всяком случае так было принято считать в время. Это была известная теперь муравьиная кислота, но тогда о ней никто не знал, и скорей всего такой метод был изобретен случайно.
Среди других популярных действующих средств были кобылье молоко, печень трески, панты пятнистых оленей, медвежья желчь и другие вытяжки и внутренности разных животных, которые варили, принимали сырыми, а также сушили и стирали в порошок, а затем добавляли в мази и отвары.
Среди веществ, применяющихся для лечения как по отдельности, так и в составе различных мазей и снадобий были ртуть и серебро, мышьяк и медный купорос. Традиционно использовалась сила камней – например, яхонт облегчал роды, гранат избавлял от головной боли, жемчуг носили от сглаза, а толченый изумруд применяли как противоядие. Было широко распространено ношения всевозможных защитных оберегов и амулетов.
Бани для здоровья и чистоты
Традиция использовать баню, чтобы снять усталость и зарядиться бодростью дошла из седой старины до наших дней. Но помимо этого баню можно отнести в разряд традиционных лечебно-терапевтических методов. Чем не терапия – попарить с дубовым веничком ревматическую поясницу? А чтобы отошла мокрота использовали распаренный березовый веник – лучшее лекарство от простуды.
Развитие хирургии было обусловлено необходимостью оказывать помощь раненым в сражениях. Врачи обычно использовали для лечения ран мази, грибные мицелии и древесный мох. Хирургов, которых называли «резалниками», было немного. Они в основном занимались ампутациями конечностей и зашиванием ран, но умели проводить и более сложные операции по чревосечению и трепанации. О том, какие при этом использовались инструменты, сведений не сохранилось. Известно, что для проведения операций использовалась «лекарская лавка» по типу операционного стола. Для обезболивания применяли настойку опия или экстракт красавки.
Вместе с крещением Руси изменилось отношение к больным и принципам их лечения. Произошло это благодаря появлению монастырей, где страждущие всегда могли получить помощь. Впервые забота о здоровье людей приобрела массовый характер. Таким образом, во время эпидемий, бывших не редкостью в те времена, многие могли надеяться на помощь. Особенно это касалось обездоленных людей. Постепенно при монастырях стали открываться лечебницы и госпитали, где лечили всех кто нуждался. Эта практика пришла вместе с христианством из Византии, где монастыри во время больших эпидемий превращались в госпитали.
Киево-Печерский монастырь, построенный в XI веке, стал первым таким местом. Его основатель Феодосий Печерский предложил организовать первую государственную систему, в которой монастырь становился центром опеки над больными. Со временем в этом монастыре появилось множество талантливых целителей, которых нарекли чудотворцами, и даже после по сей день их мощи, хранящиеся в Киево-Печерской лавре, считаются святыми и чудотворными.
Вначале монастыри играли роль приемного покоя, где принимали, осматривали и направляли больных к соответствующим врачам – лечцам. В XII веке князь Никола Святоша, внук киевского князя Святослава Ярославича, отрекся от княжеского титула, стал монахом, и все свои деньги пустил на создания лечебницы при монастыре. В ней лечили местных монахов и паломников (странников), а называлось сие учреждение странноприимным домом.
Никола Святоша был человеком, страстно стремившимся к знаниям. Немалую часть средств он потратил на организацию и пополнение книгами монастырской библиотеки. Скорее всего, в нее вошли книги и по врачеванию, возможно, в том числе авторства знаменитых древнегреческих лекарей. Потому что вскоре Святоша прославился как чудотворец, исцеляющий больных.
С приходом христианства многие народные лекари и волхвы подверглись гонениям. Но были и те, которые приняли перемены как неизбежность времени и стали применять свои знания и умения в новых условиях. Возможно, именно таким знахарем был монах Агапит, который прославился лечением своими зельями и однажды вылечил безнадежно больного сына Владимира Мономаха. Другой известный лекарь – преподобный Алипий был иконописцем, но заметил, что краски могут обладать лечебными свойствами и стал лечить ими больных, исцеляя даже прокаженных.