О продукции

 Медицина Древней Греции 

Медицина Древней ГрецииЕсли бы до нас не дошли знаменитые произведения Гомера, мы вряд ли могли узнать о самых древних временах греческой медицины. В Древней Греции врачи пользовались огромным уважением и независимостью от государства. Например, никто не мог заставить врача лечить против его воли или отправить на войну. Но все врачи были настолько высокоморальными и нравственными людьми, что никогда не ждали особого приглашения и оказывали помощь всем нуждающимся. 

Медицина в Древней Греции развивалась поэтапно в течение столетий. На искусство врачевания оказывали влияние персы, египтяне и вавилоняне. Все секреты предавались только другим врачам, а поскольку медицина была наследственной профессией, то отец обучал сына, тот своего сына и так далее. У греков также был свой бог врачевания – Асклепий, прообразом которого считают реального целителя. 

 

Бог Асклепий: миф или реальность?

 

Культовым божество целителя стало лишь через несколько веков после существования его прообраза, который прославился своим искусством исцеления во времена Троянской войны, о чем собственно и написал в своей поэме «Илиада» великий Гомер. 

Изучая древнюю мифологию разных народов можно заметить, что приблизительно в один временной период у каждой цивилизации появлялись некие учителя, впоследствии относимые к божествам. К сожалению, сегодня можно лишь строить теории о том, кем были эти люди, обладающие столь глубокими и несоответствующими уровню развития человечества тех времен знаниями. Были это внеземные гости или выжившие наследники погибшей великой земной цивилизации, до сих пор не известно. Но факт в том, что все эти личности оказали огромное влияние на дальнейшее развитие известного исторического периода человечества.

Асклепий был не один – у него были дочери и сыновья, каждый из которых впоследствии вошел в пантеон богов врачевания как знаток той или иной области медицины. Например, Махаон был прекрасным хирургом и стал богом хирургии, а Подалирий умел исцелять внутренние болезни. Отцом же Асклепия считали Аполлона, а его учителем самого кентавра Хирона. Рассказывают, что Асклепий даже умел воскрешать к жизни и возвращать души из царства мертвых, чем однажды сильно прогневал бога Аида. 

Во времена культа бога Асклепия ему стали воздвигать храмы, в которых лечили больных. То есть это были прообразы госпиталей и больниц. При этом считалось, что главную роль в исцелении играют боги, приходящие во время сна. Исцелялись даже слепые. Во сне к ним часто являлись боги врачевания или сам Асклепий, требующие принести жертву, затем производились какие-то манипуляции, и в результате больной выздоравливал. Есть подозрение, что жрецы храма просто усыпляли больных наркотическими средствами, а затем делали им хирургические операции, но только никто об этом даже не догадывался.

 

Школа Пифагора

 

Развитию медицины способствовал также особый дискуссионный дух соперничества между разными школами, образовавшимися на протяжении столетий. Одной из них была Кротонская школа, основанная знаменитым философом и математиком Пифагором, жившим в конце VI – начале V века до нашей эры. Это был мудрейший человек своей эпохи. Он много путешествовал, учился у разных мудрецов, а затем, собрав вокруг себя единомышленников из аристократической молодежи, основал особый союз, придерживающийся специального свода правил. Именно с этим союзом была связана кротонская медицинская школа. Пифагор считал медицину высоким искусством и уделял ей должное внимание, о чем говорит высокий уровень здоровья всех его союзников и учеников. В частности, в качестве профилактических мероприятий, способствующих здоровью, особое внимание уделялось правильному питанию, режиму, гимнастике и музыке.

 

Что такое гуморальная теория

 

Каждая из медицинских школ по традиции разрабатывала собственную теорию, на основе которой и строила правила врачевания. Некоторые из школ считали заболевания местными проявлениями страданий и направляли усилия на исцеление конкретного их проявления. Другие полагали, что болезнь проявляется как следствие общего расстройства организма и пытались найти и устранить причину. Кстати, по этому поводу даже в современной медицине до сих пор нет единогласия. 

Косская школа, последователем которой был Гиппократ, ввела учение о четырех стихиях, лежащих в основе гуморальной теории. Согласно ее постулатам здоровье организма зависит от равновесия 4 типов жидкости (телесных соков), то есть крови, флегмы и двух видов желчи – желтой и черной. Классиком данной теории считается Аристотель, изложивший подробное ее описание в своих трудах. Эта теория перекликается с медицинскими представлениями целителей древнего Китая, считавших четыре стихии – основой и началом всех процессов в мире и человеческом организме.

 По гуморальной теории каждая из жидкостей организма обладала особыми характеристиками, которые должны были находиться в равновесии. При его нарушении наступало ухудшение здоровья, и требовалась помощь врача для восстановления правильной циркуляции этих жидкостей в теле больного.

 

Медицина Гиппократа

 

О жизни и биографии великого врача Гиппократа известно очень мало. Он родился и жил в V веке до н. э. в семье потомственных врачей, поэтому его первым учителем стал собственный отец. Затем молодой медик отправился в странствия, посетил многие города и провинции, участвовал в качестве военного врача в походах, где приобрел хороший опыт и заодно снискал себе славу знаменитого врачевателя. 

Труды Гиппократа заложили основу развития медицины и объединили известные к тому времени медицинские познания в систему, а впоследствии и отдельную школу. Гиппократ первый описал многие виды растений и их полезные свойства. Например, крапива использовалась как кровоостанавливающее и как средство для лечения болей в суставах. Конечно же, в те времена великий врач еще ничего не мог знать о полезных свойствах муравьиной кислоты, находящейся в избытке в этом растении и отвечающей за жгучие прикосновения. 

По обычаям производить вскрытие умерших людей было запрещено, поэтому представления о внутреннем строении организма врачи получали, вскрывая трупы животных. Но самым лучшим способом узнать внутреннее строение человека была возможность поучаствовать в военном походе. Поэтому греческие целители сопровождали армии, принимавшие участие в военных баталиях тех времен, оказывая помощь раненым и получая новые анатомические знания.

 

Учение о равновесии

 

Гиппократ считал, что залогом здоровья является умеренность во всем – работе и отдыхе, питании, занятии спортом и любовью. Это стало основой его учения и, как мы можем наблюдать сегодня, до сих пор не утратило своей актуальности. Он полагал, что сновидения человека также могут давать информацию о его состоянии и даже написал об этом целый трактат, в котором указывал, какие болезни могут предвещать те или иные сны, и каким образом предотвращать их развитие при появлении подобных «знаков», посылаемых богами.

 

Клятва Гиппократа

 

Гиппократ стал автором одного из главных медицинских тезисов «Не навреди», который получил широкое распространение среди врачей всего мира. В своем трактате «О враче» он заложил принципы медицинской этики и нравственных качеств, которые должны быть свойственны врачу. По мнению Гиппократа, врач должен презирать деньги, быть совестливым и скромным, но в то же время решительным, обладать знаниями и умениями, быть опрятным и спокойным, а также корректным в обращении с больным. 

Знаменитая «Клятва Гиппократа» входит в «Гиппократов сборник», составленный после смерти врача его последователями. Считается, что большинство трудов из него принадлежат перу самого великого целителя, но на самом деле под его именем был составлен целый сборник книг и знаний, которые считались откровениями богов, а не людей, и являлись руководством для всех последующих поколений врачевателей.